88 советов новичкам

Самый лучший мотоцикл в мире является грудой металлолома – или скоро ей станет – до тех пор, пока ты не научишься этим мотоциклом управлять. Самый мощный экземпляр высокоэффективного оборудования находится у Вас между ушей. Чтобы помочь тебе запрограммировать этот «компьютер» правильной информацией, мы собрали некоторое количество жизненно важных советов по «навигации» на дорогах. Кое-что может тебе пригодиться ... кое-что нет ... Но все они стоят того, чтоб их запомнить, так как когда дело доходит до вождения мотоцикла, чем больше знаешь – тем лучше едешь!!!
1. Считай себя невидимым. Потому, что для многих водителей ты таким и являешься. Никогда не предпринимай никаких действий, полагаясь на мысль, что другой водитель тебя заметил, даже после установки визуального контакта с ним. Мотоциклы не всегда регистрируются в сознании «четырёхколёсных» коллег. 
2.Старайся быть заметным для прочих участников движения. Не двигайся по краю полосы - ты имеешь полное право занимать всю ее ширину. Старайся контролировать происходящее впереди в каждый момент времени.
3. По возможности подавай сигналы поворота не только электрическими указателями, но и руками. Иногда этот прием срабатывает намного лучше, чем просто мигалка - люди по-другому реагируют на непривычные (их ведь мало кто использует), но понятные жесты и их реакция на тебя мгновенно мобилизуется.
4. Остановившись первым на светофоре, несколько раз нажми и отпусти тормоз – привлеки внимание приближающихся к тебе водителей морганием стоп-сигнала
5. Помни о том, что очень хорошо иметь зрительный контакт с другим водителем, хотя в большинстве случаев ПРОСТО взгляд ничего не говорит другому участнику движения. На куртке сзади желательно иметь фрагмент отражающего материала. Только в этом случае движущийся позади тебя водитель сможет правильно оценить дистанцию до тебя. (Задний габаритный огонь дает информацию только о том, что ты движешься впереди, и не позволяет оценить расстояние).
6. Ты можешь помочь другим участникам движения понять твои намерения, подавая сигналами рукой, например:
- при остановке помаши руками другим водителям, чтобы показать, что они могут тебя объехать;
- если кто-то поджимает тебя сзади, обернись и левой рукой подай знак, как будто ты отталкиваешь его от себя, тыльной стороной ладони к себе;
- правило хорошего тона - если уж тебя начали обгонять, не препятствуй этому; например, слегка притормозив, дай возможность тяжелому грузовику убраться на твою полосу перед тобой;
- наклоном головы или движением левой рукой назад сигнализируй встречным мотоциклистам о засаде дорожного патруля.
- при подаче сигналов руками хорошо иметь перчатки ярких цветов.
7. Будь вежливым. Последствия «обстрела» какого-либо «придурка» или его подрезание на дороге могут начаться плохо, а закончиться ещё хуже. Представь, что это была твоя бабушка.
8. Одевайся в расчёте на падение, а не для поездки на пляж. Конечно, магазин, куда тебе надо, всего в 5 минутах езды ... но никто не планирует разложиться на асфальте. И 35-градусная жара не является оправданием того, чтоб надеть футболку и шорты.
9. Надейся на лучшее, но будь готов к худшему. Предполагай, что машина на встречной полосе может повернуть перед тобой, как только загорится зелёный, с или без включения указателя поворота.
10. Оставьте своё Эго дома. Был ли ты на самом деле самым быстрым на дороге? Это будет по настоящему интересно только инспектору ГАИ.
11. Будь внимательным. Да ... на большом плакате полуобнажённая красотка ... и да ... амортизатор вроде как-то поскрипывает. А между тем ты уже на полпути в Большие Неприятности. Фокусируйся.
12.Смотри в зеркала. Делай это каждый раз при смене полосы движения, замедления или остановки. Будь готов «пододвинуться» если другое транспортное средство пытается занять место, которое ты планировал для себя. Но помни: зеркала показывают только часть картины. Никогда не меняй направления своего движения без предварительного взгляда через плечо. Убедись, что нет никаких помех в слепой зоне.
13. Будь терпеливым. Подожди пару-тройку секунд, прежде чем начать обгон; держись подальше от бордюров; не влетай на магистраль из закрытого поворота. То, что ты не видишь как раз тебя и поджидает. Дополнительный взгляд смог бы сохранить твою задницу.
14. Следи за скоростью приближения. Обгон машин с двойной скоростью или смена полосы с целью обгона ряда остановившихся машин – это напрашиваться на неприятности.
15. Опасайся обочины и разделительных полос. Множество неприятных «сюрпризов» может ожидать на краях полосы движения: гвозди, антенны, коробки из McDonalds’a и т.п. Мусор скапливается на обоих краях дороги.
16. Машины, поворачивающие налево, сохраняют «лидерство» в гибели мотоциклистов. Не предполагайте, что кто-то будет ждать пока вы «пульнёте» через перекрёсток. Они тоже хотят успеть проскочить на зелёный.
17. Опасайтесь машин, которые хотят «успеть» на светофоре в поперечном направлении. Первые несколько секунд после включения зелёного являются самыми рискованными. Посмотрите в обе стороны перед началом движения через перекрёсток проконтролировав поперечное движение.
18. Помни про дистанцию. Одна секунда хороша для скорости в 10 км/ч. Сканируй дорогу на 12 секунд впереди себя на предмет потенциальных опасностей.
19. Опасайся тюненных машин. Они быстры и их водители обычно агрессивны. Не думай что ты смог «сделать» такого водилу, уйдя в точку со светофора. При смене полосы без дополнительного взгляда есть шанс стать украшением капота какого-нибудь «зубила».
20. Высокая скорость входа ранит. Это является основной причиной аварий одиночных мотоциклов на извилистых дорогах и треке. Медленный Вход, Быстрый Выход – старое правило, которое до сих пор работает.
21. В поворот следует входить по широкой дуге, что увеличивает сектор обзора в повороте - это важно!
22 .Не тормози в повороте. Тормози перед ним и ускоряйся в повороте. Таким образом, нагрузка на шины выравнивается, что способствует увеличению сцепления шин с дорогой и более безопасному выходу из поворота.
-Повороты проходи только при постоянной тяге или небольшом ускорении
23. Если появилась острая необходимость торможения в повороте - сначала спрями траекторию
24. Не доверяй диким и домашним животным. Если видишь предупреждающий знак, сбрось скорость и активно смотри по сторонам. Коровы тоже могут скакать как олени.
25. Собаки особенно не любят мотоциклы. Ожидай их нападения. Переключись на низшую передачу, заранее сбрось скорость с тем, чтобы собака изменила тактику и направление своего перехвата в соответствии с твоей изменившейся скоростью, и затем резко ускорься, оставив собаку позади. Громко сказано, но это чем-то похоже на тактику пилота истребителя, "обманывающего" приближающуюся к нему ракету. Кстати, именно так можно избежать столкновения с собаками и спасти им жизнь - они продолжают бежать по обочине, а не выбегают на проезжую часть
26. Научись использовать оба тормоза. Передний тормоз выполняет основной объём работы по торможению. Но небольшой задний тормоз может «успокоить нервную подвеску» перед входом в поворот.
27. Держи 2 пальца на рычаге переднего тормоза – всегда. Сэкономь целую секунду времени реакции, что даст тебе выигрыш в ~25 метров при скорости ~100 км/ч. Подумай об этом.
28. Смотри туда, куда хочешь ехать. Используй «чудо» фиксации взгляда для своей выгоды. Мотоцикл едет туда, куда ты смотришь. Следовательно, фокусируйся на «решении», а не на «проблеме».
29. Заставляй свои глаза двигаться. Трафик постоянно меняется. Сканируй проезжую часть на предмет потенциальной опасности. Не задерживай свой взгляд на чём-либо слишком долго. Разве что ты уже попал в неприятность и пытаешься из неё выбраться.
30. Думай, прежде чем делать. Осторожно объезжай медленно ползущую машину в «30 км/ч» зоне, иначе есть шанс въехать в водительскую дверь в тот момент, когда машина неожиданно повернёт налево прямо перед вами.
31. Подними свой взгляд. Сложно ехать, реагируя только на переднюю машину. Подними взгляд и сканирую дорогу как можно дальше. В случае неприятностей меняй траекторию.
32. Бери своё сознание с собой. Большой процент ДТП происходят в первые 15 минут езды на скорости менее 60 км/ч в районе перекрёстков или примыкающих дорог. Да, это может быть и твой перекрёсток.
33. Полностью останавливайся на знаке STOP. Опусти ногу на дорогу. Ещё раз посмотри в обе стороны. С такими минимальными затратами можно легко определить потенциальную опасность.
34. Никогда не пытайся проскочить между остановившимися машинами. Машины, вероятно, остановились по какой-то причине, и ты не видишь из-за чего, до тех пор, пока не будет слишком поздно что-либо сделать.
35. Не садись на то, с чем не сможешь справиться. Если твой вес 50 кг, то не садись на мотоцикл с весом в 300 кг. Если твой рост 1,6 метра, то не езди на больших турерах.
36. Следи за открывающимися дверьми автомобилей. Налететь на открывшуюся дверь точно так же болезненно, как и вписаться кому-то в бок на полном ходу.
37. Не попадай в колею на перекрёстках. Будь готов к двойной остановке при проезде через 4-х полосный перекрёсток. Если ты ожидаешь, что поперечный поток транспорта остановится, то может получиться болезненный сюрприз, если этого не произойдёт.
38. Держись в своей «комфортной зоне» при групповой езде. Езда выше своих возможностей в попытки догнать группу, может закончиться в кювете. Нормальная группа, с которой стоит ездить, всегда найдёт подходящий участок дороги что бы тебя подождать.
39. Дай своим глазам шанс адаптироваться. После выезда из хорошо освещённого гаража ночью – не спеши, подожди пару минут и дай глазам привыкнуть к темноте. Иначе первые пару сотен метров будешь ехать «вслепую».
40. Совершенствую медленный разворот. Практикуйся! Размести свой зад на внешней кромке сидения и наклони свой байк внутрь поворота, используя своё тело как противовес.
41. Кто поставил знак STOP на вершине этого подъёма? Не паникуй! Используй задний тормоз, чтоб не откатываться назад. Используй Мистера Газа и Мистера Сцепления очень плавно.
42. Если дорога выглядит скользкой, то считай что так и есть. Подозрительное пятно на дороге. Это может быть что угодно. Солярка, Mobil 1, куча гравия, и т.д. Или ничего, может только игра воображения. Лучше притормозить и сбросить скорость для «ничего», чем приземлиться на голову.
43. Доверяй своим шинам, но для этого всегда относись к ним как к самым лучшим друзьям. Проводи регулярный осмотр. Проверяй давление в шинах перед каждой поездкой хотя бы визуально, а периодически с использованием манометра. Следи за их износом, целостности протектора и попаданием гвоздей, стекла и прочего возможного мусора
44. Бум!!! Лопнуло колесо. Что теперь? Никаких резких движений. Мотоцикл не доволен. Будь готов приложить физическое усилие для удержания курса. Плавно прикрываем газ, нежно тормозим и потихоньку съезжаем на обочину. Глубокий вздох.
45. Капли на стекле шлема. Это начался дождь. Слегка смоченная поверхность дороги может быть намного более скользкой, чем во время проливного дождя и ты никогда не знаешь, насколько хорошо сцепление с дорогой. Повысь до максимума уровень концентрация, осторожности и плавности. 
46. В дождь двигайся по следам шин впереди идущего транспорта
47. В хорошем дождевом костюме чувствуешь себя человеком - легче сконцентрироваться на вождении, когда тебе тепло, сухо и относительно удобно. Как правило, лучше покупать специальную мотоциклетную дождевую одежду. Наиболее проблематично выбрать подходящие перчатки для вождения мотоцикла в дождь.
48. Эмоции под контролем? Перефразируя Мистера Ice Cube’a: или ты едешь на мотоцикле, или он на тебе. Эмоции так же сильны, как и любой наркотик. Так что проведи проверку своих эмоций, прежде чем сесть на мот. Если ты злой, грустный, уставший – езжай на автобусе.
49. Носи подходящую одежду. Одежда должна соответствовать тебе и погоде. Если тебе жарко, или холодно, или борешься с курткой, которая давит на плечи, то ты опасен. Вот так просто.
50. Оставь iPod дома. Ты не услышишь этот цементовоз вовремя, так как громкость твоего МП3 плеера накручена до предела. Но возможно твои наушники понравятся работникам реанимации.
51. Учись наклоняться. Надо уметь выполнять два быстрых последовательных поворота. Резкий наклон влево, объезд препятствия и возврат на прежнюю траекторию. Мотоцикл следует взгляду, поэтому смотри за препятствие, а не на него. Доведи этот манёвр до рефлекса.
52. Будь плавным
53. Перекрёстки дикие. Не делай ставки. Помести ещё одну машину между своим байком и возможностью, что кто-то справа полетит на красный или не остановится на знаке STOP. Шанс, что тебя смогут пригвоздить снизиться вдвое.
54. При остановке на светофоре оставайся на передаче и контролируй ситуацию позади себя до тех пор, пока не убедишься, что поток машин сзади на твоей полосе действительно остановился.
55. На склоне паркуйся передним колесом на подъем. Потом, при начале движения, легче будет откатить мотоцикл назад, нежели толкать его назад в горку (Не забудь про подножку).
56. Настраивай своё периферийное зрение. Посмотри в центр той стены. Начни сканировать стену путём распространения своего внимания, а не перемещая взгляд. Чем больше ты можешь видеть, не поворачивая головы, тем быстрей ты начнёшь реагировать на неприятности. 
57. Не езди рядом или позади большого грузовика. Если одна из 18 наварных покрышек лопнет – что происходит довольно регулярно – то картина может быть довольно неприятной. Разве что тебе нравятся куски летающей резины. Держи дистанцию.
58. Исключи панику из аварийной остановки. Установи близкие отношения со своим передним тормозом. Найди площадку, где тебе никто не помешает, и тренируй торможение. Найди «тонкую линию» между максимальным давлением на рычаг тормоза и блокировкой переднего колеса. Практикуйся снова и снова.
59. Глубоко вздохни. Досчитай до 10 и представь вращающуюся горошину. Забудь неосмотрительность какого-либо клоуна, пролетевшего мимо тебя на скорости 130. Глубоко вздохни ... иначе твоя жизнь может внезапно оборваться ...
60. Если это безопасно, на пустых дорогах, чаще имитируй объезды препятствий и практикуй резкие торможения.
61. Чаще очищай стекло шлема или бери с собой спрей для его очистки - даже небольшие пятнышки на нем требуют от глаз большего напряжения и могут отвлечь в самый неподходящий момент. 
62. Затычки для ушей (типа таких, которые носят строители или пассажирам выдают при полетах на вертолетах) снижают усталость при длительной езде.
63. Привязывая багаж эластичными ремнями, продевай их СКВОЗЬ багаж, а не накидывай сверху.
64. Кожаная одежда предпочтительнее, потому что плотнее прилегает к телу и лучше препятствует проникновению ветра. Минимальный набор одежды: шлем, кожаные перчатки, кожаная мотоциклетная куртка с защитой, ботинки, длинные штаны. Дополнительно рекомендуются: Кожаные штаны, наколенники.
65. При езде в очень жаркую погоду помогает смоченная в воде бандана или шейный платок.
66. Дорожная разметка скользкая в сухую погоду и практически с нулевым коэффициентом сцепления в мокрую! (То же можно сказать о металлических пластинах на переездах трамвайных путях и т.п.).
67. Следует знать о том, что тяжелые транспортные средства создают зону разрежения позади себя при движении с большой скоростью, а также рассекают воздух, создавая дополнительные воздушные потоки вокруг себя. В сочетании с боковым ветром они могут привести к трагедии..
68. Перед остановкой выбери место парковки - глупо было бы упасть, поставив ногу для опоры на лужу масла, антифриза или бензина.
69. При остановке в пробке не прижимайся к впереди стоящим транспортным средствам, всегда имей в запасе пространство впереди себя для того, чтобы в случае необходимости выбраться из пробки. Контролируй ситуацию сзади по зеркалам, пока задние машины не остановятся полностью!
70. Без необходимости не езди в темноте по следующим причинам:
- труднее заметить посторонние объекты на дороге;
- труднее оценить состояние дороги и силу сцепления шин;
- ночью больше насекомых, и разбиваясь о стекло шлема, они сильнее затрудняют обзор;
- ночные животные (однажды я был свидетелем столкновения мотоциклиста с оленем - зрелище пренеприятное);
- больше пьяных и т.п.;
- если перегорит лампочка в фаре, это может стать серьезной проблемой.
71. При езде в холодную погоду здорово спасает термоэлектрический костюм. Он позволяет уберечься от гипотермии и силу нагрева можно плавно регулировать.
72. Хорошую практику, чувство своего аппарата и равновесия можно приобрести при езде от одного светофора до другого, стараясь ни разу не коснуться ногой асфальта, то есть подкатываться к красному светофору в тот момент, когда на нем загорается зеленый. (При этом помни, что в потоке всегда найдется желающий "сделать" тебя и со скрипом тормозов все же остановиться на красный свет, в то время как ты будешь подкатываться к нему)
73. Расход топлива сильно увеличивается при встречном ветре - пусть это тебя не удивит. Заправляйся вовремя.
74. Смотри только туда, куда ты хочешь ехать и где хочешь оказаться. (основное правило мотоциклиста) Если ты чувствуешь, что падение неизбежно, все равно продолжай смотреть в ту зону дороги, в которой ты хотел бы оказаться.
75. Или занимай полосу полностью, или освободи ее. Не допускай появления вокруг тебя места, едва-едва достаточного для автомобиля - в этом случае при повороте он тебя все равно зацепит. 77. Не позволяй водителю машины рядом с тобой решить, что он сможет влезть в это узкое место - или освободи его полностью для него, или займи полосу.
76. При езде с пассажиром делай акцент на комфорт езды в ущерб острым впечатлениям, при этом не забывай настроить подвеску и изменить давление в шинах.
77. Перед неизбежными ямами или кочками привстань на подножках. Практикуй езду на подножках - это улучшает навыки управления.
78. Настрой органы управления под себя. Особенно положение педали заднего тормоза.
79. Не пересекай двойную сплошную линию. Это приносит всем нам плохую репутацию.
80. Приближайся к линейным препятствиям (ж/д путям, высоким бордюрам) под прямым углом. Встань на подножки.
81. Изучай различные дорожные покрытия и текстуру. Учись чувствовать состояние и сцепление шин, силу тормозов и обеспечиваемого ими замедления на разных покрытиях, умей объезжать препятствия.
82. Список дорожных покрытий по снижению коэффициента сцепления:
- Чистый сухой асфальт
- Чистый сухой свежий асфальт
- Чистый сухой бетон
- Свежеположенный ремонтный состав типа гудрона
- Влажный асфальт
- Присыпанный песком асфальт
- 2-5 см грязного кашеобразного снега
- Влажный бетон с продольными волнами
- Сухая дорожная разметка
- Сухой прессованный снег
- Сухой асфальт с брызгами масла
- Сухой бетон с брызгами масла
- Бетон, слегка присыпанный песком
- Асфальт, покрытый строительной глиной и грязью
- Сухой, полированный металл (ремонтные пластины на дороге, переездах)
- Влажный бетон - мелкозернистый, без продольных волн
- Сухие листья
- Влажные листья
- Влажная дорожная разметка
- Влажный и жирный (масляный) асфальт
- Влажный металл
- Влажный лед
- Гидропланирование (водяной клин)
83. Перед парковкой убедись в том, что подножка находится на твердой поверхности. Асфальт в жаркие дни может быть слишком податливым для малой площади опоры подножки мотоцикла и провалиться на пару сантиметров или больше. Если нет других вариантов, подложи под опору сплющенную банку из-под кока-колы.
84. Регулярно проверяй состояние аккумулятора. На мотоциклах они не слишком мощны и сильно нагружены.
85. Двигатели с воздушным охлаждением склонны к значительному расходу масла, особенно при движении с большой скоростью или в особо жаркие дни. Проверяй уровень масла заранее и почаще и установи тенденции и темпы расхода.
86. Если ты обслуживаешь свой мотоцикл самостоятельно, будь аккуратен. Большинство ответственных болтов и винтов вкручиваются в резьбу деталей, выполненных из мягких алюминиевых сплавов.
87. Любой более мощный, по сравнению со стандартным, звуковой сигнал, может однажды спасти тебе жизнь.
88. Летящие птицы
a. Небольшие птицы типа воробьев или голубей - не меняй своего курса и пригни голову. Курс полета таких птиц невозможно предсказать и они в любом случае шустрее, чем ты, поэтому у нее больше шансов увернуться от тебя, чем у тебя - от нее.
b. Крупные птицы, типа орлов или соколов настолько тяжелы, что им трудно будет произвести маневр вовремя, поэтому если есть возможность, планируй свой курс вслед за ними, однако следи за тем, чтобы при этом не улететь с дороги.