Распорядок дня в мотопутешествии

Наконец-то время отъезда наступило. Позади размещение багажа и непременные хлопоты, которые сопутствуют сборам, В такие минуты кажется, что никогда не выедешь из дому. Но вот первый оборот колеса, и все волнения как рукой сняло — путешествие началось.

Распорядок дня должен быть составлен так, чтобы вы могли своевременно отдыхать, принимать пищу и, не переутомляясь, покрывать необходимое расстояние.

Правило — выезжать в течение всего путешествия рано — оправдано практикой. Если вы выедете не позже 6 часов утра, то убедитесь в этом. Ранним утром дорога свободна от транспорта (особенно в крупных городах), воздух прохладный и чистый, отчего двигатель работает «как часы», да и настроение с утра всегда приподнятое. Недаром водители профессионалы говорят: «Утром отдыхаешь, днем работаешь». Используйте раннее время, чтобы проехать большую часть запланированного на день пути. Учитывая, что вы очень рано завтракали, в 9—10 часов утра устройте второй завтрак, совместив его с заправкой мотоциклов горючим. В пути, не реже чем через два часа, устраивайте, остановки для отдыха. Такой интервал, естественно, приемлем при движении по хорошей дороге: езда по дорогам с плохим покрытием потребует более частых остановок.

При движении на мотоцикле большинство мышц тела практически не работает, и от этого они «затекают». Чтобы быстрее снять усталость, отдых должен быть активным. Лучше всего сделать несколько упражнений, которые помогут восстановить работоспособность мышц.

В середине дня остановитесь на обед. Для экономии времени можно пообедать в кафе. А вот на отдыхе экономить не следует. Небольшой послеобеденный привал лучше всего совместить с пребыванием в лесу, у реки, чтобы даже в ездовой день насладиться общением с природой.
Во второй половине дня уменьшите скорость — как-никак начинает сказываться усталость, что может отразиться на безопасности движения. Обычно, когда втянешься в езду, кажется, что можно ехать от зари до зари. Не поддавайтесь этому искушению. Заканчивать движение надо тоже рано — не позднее 7 часов вечера.
Указанный выше распорядок относится к дальним перегонам, когда за несколько дней нужно проехать большое расстояние. Если вы в течение дня совмещаете движение с остановками для туристских мероприятий, то и в этом случае следует двигаться, используя ранние утренние часы, чтобы еще до наступления жары закончить езду.

Организация движения
В путешествии мотоциклист проводит за рулем значительную часть времени. Длительно находясь в потоке машин, в постоянно меняющейся дорожной обстановке, он должен построить движение таким образом, чтобы оно было эффективным и безопасным. Эти условия легче выполнить, путешествуя на одном мотоцикле. Однако мотоциклисты часто едут группой. В таких случаях необходимо выработать определенную тактику движения.

Прежде всего группа должна двигаться колонной, где ее участники были бы в поле зрения друг друга. Колонну возглавляет лидер. Он лучше всех видит обстановку на дороге и в соответствии с ней определяет тактику движения колонны. Поэтому его указания, подаваемые рукой, беспрекословно должны выполняться всеми мотоциклистами в колонне. Он же сигнализирует об изменении скорости, препятствиях на дороге, возможности обгона и т. п.

Итак, лидер едет впереди. Ему хорошо, он чувствует себя первооткрывателем. А каково остальным? Всегда скучно тащиться в хвосте, приспосабливаясь к впереди идущему. К тому же такое однообразие утомляет. При групповых поездках может существовать и иной порядок. Мы, например, в дальних пробегах меняли лидера через каждые 50 км. Засекаешь километраж по спидометру и «везешь» 50 км всю группу. Провез свое, слышишь за спиной рев сигнала — пора меняться. Оттого, что вся дорога разбивается как бы на отдельные этапы (по 50 км), время в пути летит незаметно. Этот чисто психологический эффект здорово помогает, когда предстоит покрыть несколько сот километров в день.

Для слаженного движения колонны между ее участниками должна существовать связь. См. статью движение в колонне. Поскольку в колонне, вероятно, не все обладают одинаковым мастерством вождения, лидеру следует ориентироваться на менее опытных и ни в коем случае не «давить» на них, ибо золотое правило для мотоциклистов гласит: «Никогда не ездить выше своих возможностей». Каждый из нас знает предел своих возможностей, просто иной раз мы скрываем это от других. И очень хорошо, если в вашей группе будет царить атмосфера взаимопонимания.

Особенно нужно взаимопонимание при обгонах. Здесь лидер должен предусмотреть, смогут ли выполнить этот маневр все участники. Обгонять колонной одиночные автомобили не представляет труда, если едущие сзади будут иметь одинаковые с передними условия обгона. Сложнее, когда впереди движется вереница автомобилей. В таких случаях надо стремиться сохранить колонну. Иначе группа затеряется между автомобилями, а из-за потери контакта мотоциклисты начнут нервничать и предпринимать попытки обгона в рискованных ситуациях. Если же колонна все-таки «рассыпалась» среди автомобилей, следует вновь собраться, пропустив позади идущие автомобили. Обгонять же лучше на прямой дороге с хорошей видимостью и без встречного движения.

Ну, а с какой скоростью двигаться по шоссе, если к тому же оно хорошее? Казалось бы, чем быстрее, тем лучше. Однако двигаться длительно c очень высокой скоростью бессмысленно. Умеренная средняя скорость, которая выдерживается в течение всего дня, гораздо эффективнее бешеной гонки с частыми остановками. Но и это не главный аргумент. Высокая скорость утомительна для водителя, небезопасна для окружающих и не слишком полезна для самого мотоцикла

Не стремитесь проехать в день максимально возможное количество километров любой ценой: цена эта может оказаться слишком высокой.

Уважение и предупредительность, дружеская атмосфера между всеми участниками движения — составная часть взаимопомощи, под которой мы почему-то привыкли понимать только оказание технической помощи. Дружеская атмосфера в пути — не она ли создает основу для хорошего настроения? Как приятно, когда встречный мотоциклист приветствует тебя сигналом или поднятием руки. А разве не хочется поблагодарить водителя солидного автобуса, когда он с высоты своей кабины машет вам рукой, показывая, что сейчас самое подходящее время для обгона? Разве не проникаетесь вы благодарностью к шоферу грузовика, освобождающего вам дорогу даже без вашей на то просьбы?
Не из хорошего ли настроения рождается в среде водителей бескорыстная взаимопомощь, о которой так много написано?

Ездовой день на исходе
До сих пор мы были в пути. Но день клонится к закату, и пора подумать о ночлеге. Тем, кто собирается отдыхать в кемпинге, настоятельно рекомендуем завершить трудовой день пораньше. Не уподобляйтесь «героям», которые с грохотом вкатываются в кемпинг в двенадцатом часу ночи, когда все уже спят, свободных мест нет, буфет давно закрыт, а темнота и усталость не позволяют даже бегло осмотреть мотоцикл. Если вы закончите движение в 6—7 часов вечера, то в вашем распоряжении лучшие места кемпинга, спокойный ужин с приятной беседой среди друзей. Останется время на заправку, мойку, осмотр и профилактику мотоцикла. Туристам, которые хотят ночевать в палатке под сенью леса или на берегу реки, останавливаться следует задолго до наступления темноты — ведь нужно подыскать место (что в незнакомом краю занимает много времени), поставить палатку, приготовить еду, осмотреть мотоцикл.

Предпочтение следует отдать пригоркам в сосновом лесу (там обычно песчаная почва и всегда сухо). Желательно останавливаться в таком месте, чтобы при выезде на дорогу не пришлось преодолевать подъем, а подъезд к ночлегу не был глинистым.

Для хорошего отдыха постарайтесь расположиться так, чтобы стоянка была отделена деревьями от шумящей круглые сутки магистрали. Избегайте даже небольших бродов, как бы ни было привлекательно место на той стороне: ночью может пройти дождь и безобидный ручей превратится в труднопроходимую водную преграду.
При остановках на ночь разбирайте минимум вещей, иначе утром сборы займут много времени. Вещи, снятые с мотоцикла, старайтесь не разбрасывать по лагерю.

Существует «железное» правило — в темное время суток на мотоцикле не ездить:
сказывается утомленно после прошедшего дня, усложняются условия движения из-за уменьшения видимости, ослепления фарами встречных автомобилей, частых переключений света. Все это делает езду опасной. Однако в силу различных обстоятельств иногда приходится продолжать движение в темноте. В таких условиях оно должно быть особенно организованным. Учтите, в темноте почти невозможно следить за едущими позади товарищами, так как свет фар их мотоциклов теряется среди фар транспорта, едущего в том же направлении.

Поэтому вынужденную остановку одного из участников колонны головные могут не заметить. Чтобы подобного не случилось, следует время от времени останавливаться всей колонной и производить «перекличку». Лидер колонны должен хорошо просматривать перед собой дорогу. Естественно, лидировать должен мотоцикл с лучшим светом фары.

К сожалению, большинство мотоциклов не может «похвастаться» хорошим светом: мощность ламп мала, мала и площадь оптического элемента. В случаях, когда отражательная способность покрытия плохая (например, свежеукатанный темный асфальт), отчего освещенность дороги резко снижается, можно двигаться позади автомобиля с мощными фарами, держа безопасную дистанцию.

По материалам книги «Мотоциклетный туризм» В. Алексеенко, Ф. Мамаев