Контрруление

контррулениеКонтрруление…  Это страшное слово регулярно произносится в мотосообществе, но само понятие контрруления часто окутано какими-то странными мифами, главный из которых, возникает когда вам, понизив голос и сделав страшные глаза, задают вопрос: а вы пользуетесь контррулением? Конечно, да. Даже если вы никогда не слышали этого слова. Все равно, если вы ездите на мотоцикле, вы пользуетесь контррулением. 

На самом деле все предельно просто. Контрруление это способ управления мотоциклом. Это способ маневрирования.

Чем быстрее крутится колесо мотоцикла, с увеличением его скорости, тем выше становится его устойчивость.  И если на сверхнизкой скорости мотоцикл рулится очень легко, то на высокой - он начинает походить на летящий снаряд, повернуть который достаточно сложно. Это происходит не только из-за того, что под воздействием силы инерции масса мотоцикла стремится двигаться по заданной движением траектории, но еще и за счет гироскопического эффекта колеса. Чем быстрее оно крутится, тем сложнее отклонить его от заданного курса. Поэтому маневрирование с помощью переноса веса становится не эффективным. 

Для поворота мотоцикла его нужно наклонить, и чем резче должен быть маневр, тем сильнее необходим наклон.  Так в чем заключается техника контрруления? Как я уже сказал, все предельно просто. Контрруление заключается во вращении  руля в противоположную от поворота сторону.  Т.е если вам нужно совершить правый поворот, необходимо правой рукой надавить на правую рукоятку руля, от себя. Тем самым мы поворачиваем руль фактически влево, но мотоцикл наклоняется вправо, совершая именно правый поворот. Все мы неосознанно, наклоняясь, например, в левый поворот, давим левой рукой на левую рукоятку руля от себя (руль при этом мы направляем вправо), тем самым мы все время неосознанно используем контрруление во время езды. 

Но осознав механику процесса, можно многократно повысить его эффективность. Оттачивая свое мастерство пилотирования, увеличить и собственную безопасность. Как всегда, постигать все новое нужно постепенно. Если вы при повороте резко толкнете одну рукоять руля от себя, а другую дернете к себе, то велики шансы слишком сильно наклонить мотоцикл, и разложится. Тренироваться нужно мягко и постепенно. Лучше всего делать это на широких площадках, где возможно пройти поворот с разным радиусом. Для начала лучше при контррулении использовать только одну руку. То есть давить или тянуть  руль только одной рукой.  Отрабатывая этот навык, мы оттачиваем свое умение водить мотоцикл, совершенствуем свое мастерство.

Несколько раз я слышал суждения о том, что управление мотоцикл с помощью контрруления, опаснее руления весом. Это, разумеется, не так. Контрруление может быть таким же плавным и аккуратным, если не делать резких необдуманных движений. Одно из самых главных преимуществ мотоцикла – его маневренность. Так давайте пользоваться этим преимуществом как можно эффективнее. И я уверен, это умение еще не раз сослужит на дороге хорошую службу.

Удачи на дорогах!
Stoexio