Устройство мотошлема

1. Защитная оболочка (скорлупа) — внешний жесткий слой, предназначенный для принятия ударного воздействия и рассеивания его энергии по всей поверхности. Скорлупа шлема защищает от точечных проникающих ударов и уменьшает силу воздействия в точке удара. Помимо этого внешний слой защищает от истирания при скольжении. Защитные свойства скорлупы заключаются в её монолитности, она не может иметь швов или различаться по структуре в различных местах. Защитные оболочки в современных шлемах чрезвычайно прочные. Изготавливаются они в основном из поликарбоната, стекловолокна, композитных материалов (карбон и др.).
2. Поглощающий слой — внутренний слой, гасящий энергию удара за счет собственной деформации. Изготавливается из материалов на основе пенополистирола (пенопласта). Часто присутствует не один сплошной поглощающий слой, а несколько с различной плотностью, или один, но переменной плотности. Такая конструкция позволяет более плавно и равномерно поглощать энергию.
3. Лицевой щиток или визор — прозрачный элемент защиты лица. Изготавливается из поликарбонатных материалов. На гоночных моделях шлемов имеет специальный замок, препятствующий открыванию визора.
4. Защитный элемент на подбородке изготавливается из материала напоминающую мелкопористую резину или из пенополистирола (как и поглощающий слой). Его задача защитить 

подбородок при ударе, так же как внутренний слой защищает поверхность головы.
5. Система крепления — представляет собой пару ремешков и застежку. Существует несколько видов застежек ремешков: D-образные кольца («полукольца»), «трещетка», клипса. Использование не застегнутого шлема лишает большинства его защитных возможностей, так как при аварии шлем может слететь с головы после первого удара.
6. Внутренний комфортный слой — внутренняя обивка для создания комфортных условий, часто съемная для возможности стирки. Этот слой не несет защитных функций.
Для того чтобы понимать как шлем защищает голову, следует понимать механизмы ее травмирования. При аварии наиболее частыми являются травмы связанные не с переломами черепных костей, а с повреждением мозга — закрытыми травмами головы, по сути сотрясениями мозга различной степени тяжести. При ударе, головной мозг продолжает двигаться внутри черепа и сжимается в направлении движения, растягиваясь с противоположной стороны, потом происходит обратный процесс. При этом разрушаются нервные ткани и могут быть повреждены кровеносные сосуды, вызывая опасные внутренние кровотечения.
 

Ещё более опасная ситуация, когда голова резко вращается вокруг оси позвоночника, при этом ткани мозга двигаются с различной скоростью и разрушаются — так называемое «диффузное повреждение мозга». И если в первом случае шлем способен справляться с проблемой, то во втором — его возможности крайне ограничены.
Основная задача мотошлема: предотвратить проникновение ударяющих предметов к голове и погасить энергию воздействия. Первую функцию выполняет внешняя оболочка. Изготовленная из прочных и упругих материалов она способна остановить очень сильный удар. Снижением энергии воздействия занимается внутренний поглощающий слой. При принятии удара внешняя оболочка очень быстро останавливает шлем, рассеивая энергию по всей поверхности скорлупы. Но голова внутри шлема продолжает двигаться с той же скоростью что и прежде. Пористый материал поглощающего слоя сминается под весом головы и постепенно замедляет её. Эффективность поглощающего слоя увеличивается вместе с его толщиной и уменьшением плотности. Но кто-же захочет пользоваться шлемом полуметрового диаметра, поэтому толщина поглощающего слоя обычно не превышает пяти сантиметров, что накладывает ограничения на его плотность. Материал с небольшой плотностью рискует не остановить голову и полностью быть продавленным при ударе, что лишает его защитных функций. Жесткий материал, способен замедлить голову даже при сильном воздействии, но при слабом будет не очень эффективен и остановит голову слишком быстро. В это заключается проблема жесткости шлемов. Фактически, производители мотошлемов, следуя различным стандартам, предлагают шлемы, которые способны эффективно останавливать голову на скоростях до 7 м/c (25 км/ч). Но ведь мотоциклы ездят со скоростью за 200!. Действительно, но следует понимать что скорость удара шлема об асфальт не равняется скорости движения мотоцикла, а, по сути, будет соответствовать обычному падению с высоты роста пилота. Другое дело, если на пути скользящего шлема встретиться бордюр или стена. Именно поэтому трассы кольцевых мотогонок имеют такие широкие гравийные зоны безопасности, дающие возможность погасить скорость упавшему пилоту.

Защитные характеристика внешнего и внутреннего слоев регулируются различными стандартами во многих странах. Во многих странах, в том числе и в России, мотоциклист на мотоцикле обязан передвигаться только в застегнутом мотошлеме. К сожалению, законы в России не регламентируют обязательность использования сертифицированных шлемов, поэтому, фактически, можно ездить в чем угодно, что по виду напоминает мотошлем.

Дополнительной задачей шлема является обеспечение комфорта при движении. Большие скорости не оставляют выбора: шлем обязателен, без него в лицо будет попадать сильный поток воздуха, пыли или воды при дожде, особую опасность могут представлять насекомые. Шлем дает возможность сосредоточиться на управлении, не отвлекаясь на условия мешающие видимости. Некоторые модели современных шлемов оснащаются системами связи

По материалам сайта b e m o t o .r u