Мотоциклист и общение с ГИБДД

Иногда случается, что и на нас, мотоциклистов, обращает  внимание инспектор ДПС, призывным взмахом полосатой палочки приглашая к увлекательной беседе. Предполагаю, что все мы здесь законопослушные граждане, выполняющие законные требования  инспекторов об остановке ;),  поэтому будет не лишним сказать пару слов о том, как сделать так, чтобы  само это общение прошло как можно спокойнее для всех участников процесса.  Несмотря на то, что отношение в нашей стране ко всем представителям МВД мягко говоря неоднозначное, попробуем объективно посмотреть на ситуацию. В большинстве случаев, сотрудники ГИБДД такие же люди, с нормальным уровнем культуры, выполняющие  в данный момент свою работу. А работа их заключается в том, чтобы пресекать любые нарушения правил дорожного движения. И если уж быть совсем объективными, то давайте прикинем, как часто мы сами эти ПДД соблюдаем.  Взять  хотя бы езду по городу: где я и вы, - все мы едем? Правильно - между рядов, потому как на кой черт садиться на мотоцикл, чтобы стоять два часа в пробке за шестеркой жигулей, которой даже в страшном сне не снилось, что такое экологические нормы евро.  То есть мы по умолчанию нарушаем пункт 9 Правил  - «Расположение транспортных средств на проезжей части» ну и так далее. И вот инспектор приглашает нас пообщаться, и здесь, на мой взгляд, нужно понять, что конкретно мы хотим делать в этой ситуации, ведь позиций может быть несколько. Например, цель - побыстрее закончить общение и распрощаться, а может быть у вас сильна гражданская позиция и, раз уж он вас остановил, вы хотите жестко призвать инспектора к доскональному соблюдению всех пунктов закона вплоть до запятой. Это личное дело каждого из нас. И, кстати, я за то, чтобы призывать стражей порядка этот самый порядок соблюдать, но все хорошо в меру. Не всегда хочется скатываться до полного занудства. В интернете есть масса статей, где написано как правильно призывать инспекторов к порядку, с подробным указанием пунктов нормативных документов, и я тоже вкратце упомяну некоторые  чуть ниже, но эту статью я хочу посвятить тому, как побыстрее закончить общение с инспектором, если оно все же состоялось.

Теперь собственно о самом общении. Помните главное правило Глеба Жеглова? «Разговаривая с людьми – всегда улыбайся, люди это любят». С этим, согласитесь, сложно поспорить, и хотя я, конечно, не призываю улыбаться всем незнакомым инспекторам, но смотреть на них волком тоже не стоит, как в прочем и проявлять нервозность. Это поведение вызовет только подозрение, что что-то не так, и общение затянется. Ведите себя спокойно, с достоинством, смотрите ему в глаза. Если в ваших движениях есть уверенность, то и у инспектора будет меньше соблазна нарушать всякие там инструкции.  Понятно, что если вас остановили, то документы так или иначе придется показать – поэтому снимите шлем и покажите документы.  Часто инспектора задают стандартные вопросы – скока прет-скока жрет (вероятная стилистика вопросов сохранена). Понятно, что отвечать на них слегка поднадоело, но в этом случае лучше коротенько ответить. Можно попробовать ответить шуткой, но это не всегда находит понимание, и не потому что у сотрудников нет чувства юмора, а просто они на работе, скорее всего устали, в том числе и от шуток. Если остановили за нарушение, то важно понимать что это было за нарушение, и, главное, какие будут санкции. Ведь если остановили, например, за превышение на 20 км – то минимальная сумма штрафа не стоит ваших нервов.  В этом случае нормальное и спокойное общение может обернуться тем, что вам просто пожелают счастливого пути и отпустят без штрафа. 

Если конфликтная ситуация все-таки произошла,  и инспектор мягко говоря не объективен, то нужно помнить, что необходимо знать не только ПДД, но и свои права. Также будет не лишним ознакомиться с некоторыми нормативными документами – такими как Приказ МВД РФ № 329 от 01.06.98 г.; и Наставление по работе ДПС ГИБДД МВД, утвержденным приказом МВД РФ № 297 от 20.04.99 г.. В них, в частности, прописаны основания для остановки Транспортного Средства в п.13.7 Наставления ДПС и п.2 приказа № 329. Запрещено останавливать ТС без необходимости. Конечно, любую проверку можно мотивировать, например, поиском угнанного мотоцикла . Но в любом случае, при обращении к вам сотрудник ДПС должен четко назвать свою должность, звание, фамилию и сообщить о причине вашей остановки – согласно п.18.2 Наставления ДПС. Если инспектор ДПС не представился по форме и не объяснил, почему  вас остановил, то его действия могут быть расценены как нарушение служебной дисциплины (п.2 приказа № 329). Законность подобного рода действий можно оспорить в суде.

Проверку документов, согласно п.13.7 Наставления ДПС, разрешается производить только на стационарных постах. Автомобиль со специальной окраской и надписью ДПС ГИБДД на обочине не является ни стационарным постом, ни контрольным постом милиции, а также контрольно-пропускным пунктом. Но два автомобиля – уже приравниваются к посту. Смотрите внимательно!  Таким образом, ситуация, когда машина останавливается просто на обочине дороги для проверки документов, является нарушением законодательства со стороны работников ГИБДД. Когда инспектор подходит к вам, он обычно произносит стандартную фразу: «Младший лейтенант ДПС такой-то, отдел такой-то, предъявите документы». Подобная формулировка, естественно, не является объяснением причины остановки. И если есть опасения, что ситуация будет развиваться в незаконном русле, можно спокойным голосом потребовать объяснить причину остановки, а также напомнить, что сделать это инспектор обязан на основании п.18.2 Наставления ДПС.

Вероятно, что инспектор может попытаться обосновать законность остановки, предъявив вам обвинение в совершении административного правонарушения. В такой ситуации он сам совершает административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.1 Кодекса об административных правонарушениях. А доказательства вашей вины получены с нарушением законодательства, которые согласно, в том числе,  ч 3. Ст 26.2 КоАП, являются недопустимыми. Можно также указать на незаконность остановки фразой: «Согласно п 13.7 Наставления ДПС, проверка документов может проводиться только на стационарных постах, и обочина дороги таким постом никоим образом не является. Прошу вас, человека, находящегося при исполнении служебных обязанностей, объяснить на каком основании вы нарушаете законодательство РФ и мои права. Подобные ваши действия квалифицируются приказом № 329 МВД как нарушение служебной дисциплины. Далее вас либо сразу отпустят, либо, как это часто случается в нашей правовой системе, проигнорируют собственные нарушения. Но при этом уже не будут слишком с вами беспечны. Вообще, лучшим усмирителем ретивых инспекторов является диктофон или видеокамера мобильного телефона.  Наличие аудио, а лучше видео записи при обжаловании действий инспектора позволит точно установить, что он нарушил ваши права. Но не нужно тыкать инспектору в нос диктофоном, если он просто остановил вас для проверки документов. В любом случае все нарушения, допущенные инспектором, должны быть внесены вами в составляемый протокол – на моей практике был случай, когда инспектор, получив протокол со списком замечаний на свои действия, сам порвал его, вернул права и с кислой физиономией пожелал счастливого пути.

Но, если честно, всегда приятно, когда любое общение, в том числе и с работниками ГИБДД, заканчивается словами "счастливого пути" и улыбкой.

Удачи на дорогах,
Stoexio