Периферийное зрение

Езда на мотоцикле, приносящая нам столько радости свободного передвижения, как и все прочее, имеет обратную сторону. И речь, как всегда, о безопасности движения. По данным российских исследователей, при езде на мотоцикле риск возрастает более чем в 50 раз, при том, что в России (а я позволю себе предположить, что также в Украине и Белоруссии) по оценкам ГИБДД в 70% случаев, вина при аварии лежит на водителе автомобиля. И это происходит не потому, что кто-то специально хочет нанести вашему здоровью вред, несовместимый с жизнью, ввиду классовой ненависти. А обусловлено, в первую очередь тем, что водители автомобиля, в большинстве своем, имеют меньшую мотивировку на предельную внимательность при управлении своим авто, чем мотоциклисты. И объясняется это ценой ошибки. При небольшом огрехе и невнимательности движения водителю придется менять капот или, скажем, крыло, тогда как мотоциклисту в таком случае обеспечен полет по, скорее всего, непрограммируемой траектории. 
Поэтому мотоциклисту приходится думать не только за себя, но и предугадывать ситуацию на дороге. А как можно предугадать ситуацию на дороге. Мне представляется это не процессом гадания на кофейной гуще, а всего тремя факторами: опыт, внимание и степень развития периферийного зрения. Причем как у юнитов в игре все это можно и нужно «прокачивать». Опыт, в той или иной степени прокачивается по мере изменения цифр на одометре (но может быть ускорен курсами совершенствования вождения мотоцикла), а внимание и периферийное зрение необходимо тренировать и оттачивать. Особенно при открытии сезона, когда часть приобретенных ранее навыков еще спит. Все эти слова, разумеется, актуальны для тех, у кого голова  - на плечах, и кто бездумно не откручивает ручку газа. Я не призываю ехать со скоростью 40 км в час в правом ряду – это, кстати, может быть даже опаснее «сотки» в левом, но в зависимости от дорожной ситуации, с повышением скорости, наступает момент, когда от пилота уже мало что зависит. И продолжится ли его полет, зависит только от того, как сложатся звезды в гороскопе блондинки, которой по «Европе плюс» сказали, что тельцам сегодня лучше держаться левой полосы, но не сказали, как включать поворотник, а дядьку на БМВ вдруг озарило осознание, что он самый крутой гонщик. Есть очень простые упражнения, которые, не отвлекая нас от повседневных дел, могут помочь развить внимание и периферийное зрение.
Одно из упражнений можно проделывать сидя в офисе или стоя в вагоне метро - скромно надеюсь, что мы, мужская часть мотоциклистов, редко сидим в общественном транспорте, ввиду большого числа представительниц прекрасной половины человечества. Необходимо сфокусироваться на одной точке, и, не отрывая от нее взгляда, боковым зрением выхватывать еще один объект, потом другой. Хорошо, если эти объекты не статичны, а двигаются. Задача удерживать внимание на 6 - 7 периферийных объектах в течение нескольких минут.  
Другое упражнение, которое также не оторвет не только от повседневных дел, но и мыслей – идя по дороге на улице, смотрите вперед, как бы вы это делали при езде на мотоцикле, но старайтесь, глядя только вперед фиксировать все происходящее вокруг: трещины в асфальте, люди, дома, деревья, птицы итд. 
Крайне полезно будет еще такое упражнение: бросив на МГНОВЕНИЕ взгляд, скажем в окно, или в телек, или куда-то на окружающий вас пейзаж, по памяти восстановить картинку. Здесь важна краткость такого взгляда - в плотном трафике у нас нет возможности рассматривать окружающую действительность, а упражнение направлено на развитие внимания, реакции и быстрое усвоение информации.
Вечерние новости или фильм можно попробовать посмотреть глядя в угол экрана, это тоже поможет тренировать отслеживание ситуации на дороге периферийным зрением. 
Резюмируя вышенаписанное, я хочу еще раз подчеркнуть важность периферийного зрения мотоциклиста, помогающего избежать многих опасностей на дороге. Будьте осторожны и внимательны, не превышайте бездумно скорость, берегите себя для родных и близких.

Удачи на дорогах!
Stoexio