Выбор подержанного мотоцикла

выбор б.у. мотоциклаГоворя о выборе подержанного мотоцикла, а особенно если этот мотоцикл еще и первый, хочу заметить: ни в коем случае не берите первый увиденный мотоцикл, только потому, что он вам понравился – глаз горит, а руки трясутся. Сначала определитесь с выбором модели, почитайте отзывы и статьи на эту тему, а уж потом осмотрите несколько экземпляров. Лучше всего, если для выбора подержанного мотоцикла вы возьмете с собой специалиста, способного адекватно диагностировать: не предлагают ли вам убитый, выкопанный, а затем снова убитый, но зато свежепокрашенный экземпляр со спущенным одометром. Ну, или возьмите хотя бы друга, чтобы он мог более-менее трезво смотреть на вещи, потому как в момент выбора чего-то себе, не все мы можем похвастаться отрешенно аналитическим подходом. Но все-таки - лучше специалист! Хотя, думаю, что некоторое количество советов по выбору подержанного мотоцикла не помешает. Главное, смотрите спокойно и внимательно. Постараюсь писать покороче, но все-таки букв будет много.

1. Перед приездом попросите владельца не заводить и не прогревать мотоцикл, чтобы убедиться, что он заводится нормально «на холодную».

2. Общий вид мотоцикла. Мот прямой и чистый? Смотрим на осевую линию, на перья вилки. Даже если мотоцикл поцарапан, покоцан и выглядит как боевой конь, это еще не повод думать, что он убит, и наоборот, соответственно. Посмотрите на болты и крепления – они должны подходить друг к другу и не должны быть разломаны. Отойдите на пару-тройку шагов и внимательно посмотрите на симметричность мота (обтекатели, зеркала и.т.п.). Если такая симметрия отсутствует – то мот, скорее всего, крепко били. 

3. Был ли мотоцикл в авариях, падал, взрывался или летал в космос. Смотрим на ручки руля, глушители, царапины, сколы. Мелкие коцки – не в счет, ищем параллельные глубокие царапины, говорящие о долгой скользячке. Также стараемся найти трещины и места ремонта пластика, если таковой имел место быть. Если ручки сцепления и тормоза не родные или отличаются друг от друга (например типом металла) то это говорит о том, что их меняли после падения (хотя это тоже может быть не критичным – я несколько раз по глупому ронял мотоцикл на парковке при скорости 0 км и менял ручки). Нам нужна картина в целом. Внимательно смотрим на бак – нет ли следов ремонта и вмятин. Сев на мотоцикл, кидаем взгляд вдоль перьев, чтобы определить: не изогнуты или не скручены ли они. Задайте вопрос о происхождении царапин, пока вы не нашли следов ремонта после аварии, они не говорят с вероятностью даже 50% об аварии. Серьезно можно говорить только о глубоких царапинах, которые находятся выше подножек мотоцикла.

4. Особенности разных моделей. Перед осмотром мотоцикла, весьма не вредно узнать характерные дефекты такой модели. Гугл и яндекс  - вам в помощь.

5. Осмотр тормозной системы.  Смотрим на остаточную толщину тормозных колодок (не менее 3-х мм), плавность торможения, отсутствие рывков. Включив нейтраль, катим мот вперед, плавно нажимая передний тормоз, он должен быть упругим и (о чудо) работать. Если рычаг приходится нажимать несколько раз, а сам он вялый это может говорить о пустой системе или наличии в ней воздушных пузырьков, ну или о неисправности тормозного цилиндра. Аналогично проверяем задний тормоз. Кстати, оба они должны включать стоп-сигнал. Обратите внимание, многие забывают. Тормозная жидкость должны быть светлой, если это не так, то говорит о том, что ее пора менять, а владелец мотоцикла плохо за ним следил.  Обязательно нужно осмотреть шланги на предмет отсутствия трещин, подтеков. Также смотрим на глубину выработки на тормозном диске. Новые стоят от 150 долл. 

6. Осмотр сцепления. Положите руку на ручку и проверьте плавность хода ручки, не залипает ли она и возвращается ли в исходное положение после отпускания. Если пробег больше 50 тыс, стоит поинтересоваться, когда менялся тросик сцепления. Выжмите сцепление и, включив первую передачу, прокатите мот вперед. Он должен ехать с тем же усилием, что и на нейтрали.

7. Откройте топливный бак  - внутри не должно быть ржавчины. Если она есть, то  бак придется чистить  - смело скидывайте около 200 долл. Бензин должен быть светлым. Другой цвет говорит о слишком долгом его нахождении в баке – не очень хороший признак.

8. Осматриваем шины. Остаточная высота протектора должна быть не менее 1 мм. Смотрим на форму шины, если края имеют рваную структуру и угловатую форму, то владелец любил закладывать виражи (говорит о характере эксплуатации этого аппарата). Если владелец не знает сколько км прошли шины, то это повод задуматься. Шины должны быть не старше 3х лет. Возраст покрышки можно найти на ее маркировке – три или четыре цифры в овале на одной из боковин. Первые две цифры – это неделя года, последняя одна или две цифры – год.

9. Диски. Смотрим внимательно с обеих сторон каждого диска, ищем трещины и вмятины. Подняв заднее (или переднее) колесо и включив двигатель можно проверить работу спидометра. Кроме того плавность вращения колеса. Если ход колеса не плавный, то это говорит о проблемах с подшипником

10. Проверяем работу электрооборудования. Все лампочки и выключатели должны работать. Звук стартера быть хороший (что говорит о новом аккумуляторе). Необходимо проверить работу фар – ближний\дальний свет, поворотников. Горит ли лампочка нейтральной передачи, габарит и стоп сигнал. При включении зажигания должна гореть лампа давления масла, после запуска двигателя – погаснуть. Без тестера сложно сказать, в каком состоянии аккумулятор, но если двигатель запускается то, вероятнее всего, он живой – хотя возможны варианты. Работает ли звуковой сигнал и кнопка выключения двигателя справа на руле тоже не сложно проверить. 

11. Проверка подвески. Посмотрите на вилку, нет ли подтеков из под уплотнителя. Выжимая передний тормоз несколько раз качните мот вперед. Вилка должна сжаться а потом вернуться в исходное положение с некоторым сопротивлением. Смотрим на хромированные перья – они не должны иметь царапин и быть абсолютно гладкими без следов масла. Если во время раскачки вы слышите скрип или щелканье, а еще хуже вы наблюдаете заедание, то нужно задуматься о целесообразности покупки, замена вилки  - дело не дешевое. Аналогично проверяется задняя подвеска. 

12. Проверка цепи и звезд. Первое, что стоит посмотреть это натяжение цепи. Она должна иметь небольшой свободный ход (около 3 см, но лучше сверится с рекомендациями производителя к данной модели). Цепи часто перетягивают, что приводит к слишком быстрому их износу. На звеньях цепи может присутствовать небольшое количество ржавчины, но ролики должны быть блестящими. Обязательно осмотрите звездочки. Заднюю – по любому, переднюю – если ее видно. Загнутый зуб означает, что пару нужно менять. Зубья звезд должны быть симметричными.  

13. Осмотрите сиденье мотоцикла. Оно не должно иметь трещин,  противном случае вам придется сразу тратиться на перетяжку или ездить с мокрым хвостом, т.к. влага будет все время попадать под обивку. Пассажирское седло обычно имеет замок – проверьте его работоспособность. 

14. Выхлопная система. При наличии 2х глушителей проверьте поднеся руку к недавно (!) заведенному двигателю, опасайтесь обжечься, если двигатель проработал некоторое время. Температура выхлопных газов высока. Давление на обоих должно быть одинаково. Можно аккуратно поднести палочку со смоченной тряпочкой на конце и приложить по очереди к каждому выхлопному патрубку. Звук шипения (температура) должен быть одинаковый, что говорит о том, что все цилиндры работают ровно и правильно. Холодная труба говорит о неправильной работе цилиндра, и причин может быть масса от недорогой замены свечки, до серьезных проблем .

15. Работа двигателя. Приехав на место осмотра, в первую очередь, потрогайте двигатель. Он должен быть холодным. Если он теплый (а двигатель остывает час-два, в зависимости от погоды), то это может говорить о том, что хозяин хочет скрыть от вас проблемы холодного запуска. Двигатель должен запускаться сразу и без проблем. Если при работе двигателя слышно шуршание или щелканье – то это говорит о большой вероятности серьезных проблем, и если нет желания сразу после покупки заняться ремонтом, то лучше посмотреть  другой мотоцикл. При работе двигатель должен работать ровно, без рывков и тряски, без захлеба откликаться на ручку газа. Если вам повезет и вам дадут совершить пробную поездку, то обратите внимание: хорошо ли возвращается на место ручка газа при любом положении руля. Проверьте уровень масла при вертикальном положении мотоцикла. Масло должно быть в норме и иметь янтарный цвет. Спросите у владельца, когда масло менялось в последний раз. Необходимый интервал 6 000 км или раз в сезон по весне. Если в масле есть белые вкрапления  - попадает вода, если масло серого цвета – много алюминия (а откуда он берется?...)  Если у мотоцикла жидкостная система охлаждения, то лучше не брать такой мот, потому как наличие воды означает скорее всего течь какой-то прокладки. Я не говорю про металлическую стружку в масле вообще…  Охлаждающая жидкость должна быть зеленого цвета – более темный цвет говорит о ее возрасте или, что намного хуже, о наличии ржавчины, или попадании в нее масла. И, к слову, нельзя трогать крышку расширительного бачка пока двигатель не остыл. После запуска двигателя, выхлоп должен быть белым, после его прогрева - прозрачным. Голубоватый цвет говорит о попадании масла в топливную систему. Это не относится к двухтактным двигателям, у них непосредственная система смазки. Осмотрите весь движок на предмет подтеков  - в лучшем случае это замена какой-нибудь прокладки. Сопливиться и капать сердце мотоцикла не должно!  

17. Задаем вопросы продавцу. Часто при общении с продавцом можно сделать вывод об отношении его к мотоциклу.  Иногда по тому, с каким чувством говорит владелец  о своем мотоцикле можно сделать вывод об отношении его к своему  железному коню.  Конечно, все люди хорошие, но иногда некоторые все равно пытаются нас обмануть. Ловим на противоречиях. и е

Еще по телефону задаем вопросы о том падал ли мотоцикл – если вам отвечают, что нет, а по приезду вы видите следы скользячки, это повод задуматься. Я сталкивался с разными ситуациями. Иногда хозяин сам показывал недостатки, обращал внимание на детали, требующие замены. Честь и хвала таким мотобратьям. Стоит узнать, когда последний раз меняли масло, если на одном и том же, например, ездили два сезона, это повод сделать вывод о плохом отношении к мотоциклу. Обязательно стоит поинтересоваться изменениями, внесенными в конструкцию. 

18. Лучше всего, если вам удастся уговорить хозяина совершить пробную поездку, хотя на его месте, я бы конечно ни за что не доверил бы мотоцикл незнакомцу. Я вообще свой – никому не доверяю ))) Но, если все-таки вы тестируете мот, то о нем можно очень многое узнать из совсем коротенькой поездки. Обратите внимание на работу двигателя – плавная работа без рывков и провалов, говорит о его нормальном состоянии. Стоит разогнаться километров до 80, и плавно зажав ручку тормоза остановиться, наблюдая за работой переднего и заднего контуров тормозов. Ручка тормоза не должна при этом пульсировать. Не должно быть рывков и колебаний, наличие которых может говорить о том, что тормозные диски просят замены, их «повело». Стоит обратить внимание на то, куда смотрит руль и куда при этом едет мотоцикл. Если руль смотрит прямо, мот должен ехать, угадайте, куда? Если он не едет прямо, то это говорит об аварии. Проверьте работу КПП. Передачи должны втыкаться четко, и ни в коем случае не должны «вылетать». Разгонитесь До 80-100 км., проверив работу всех передач, и затормозите двигателем 6-5-4-3-2-1. Все должно быть четко. Самая большая проблема обычно при переключении с первой на вторую. Если проехаться все-таки не удалось, поставьте мот на центральную подножку, вывесив заднее колесо. Выжав сцепление, воткните вторую передачу. Не спеша отпустите сцепление и добавьте оборотов, после чего плавно нажимайте на задний тормоз вплоть до полной остановки колеса. Двигатель при этом заглохнет. Но если передача соскочила на нейтраль, то скорее всего изношены шестерни и 100% требуется ремонт КПП.   

Ну и стоит прислушаться к себе, может быть даже стоит не принимать решение о покупке мотоцикла сазу, даже если он вам очень понравился. И не слушайте продавца, который говорит, что за вами очередь желающих посмотреть. Это, скорее всего, не соответствует действительности, а у вас есть время подумать. 

Удачи на дорогах!
Stoexio